В начало Гостевая книга Карта сайта Письмо администратору

РАО ЕЭС Яндекс цитирования

 

 

  Untitled

"Приамурские ведомости" №123 (3499),
12 июля 2005г.

ОГНЕННЫЕ ГОДЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

далекое-близкое

МАЙСКАЯ ГРЭС

Майская ГРЭС, распо­ложенная на берегу Татар­ского пролива в городе Со­ветская Гавань, с самого начала своей работы называлась государственной дизельной электростанци­ей специального назначе­ния (ДЭСНА). К началу Великой Отечественной войны она только ступила на путь своего становле­ния: строились подстан­ции, мастерская, котель­ная, прокладывались элек­тросети, вводились в строй новые мощности. К 1940 году мощность ДЭСНЫ со­ставила 6МВт. Станция вошла в систему «Даль­энерго», ее электроэнер­гия была жизненно необхо­дима развивающейся про­мышленности и населению региона.

Но война коренным об­разом изменила мирные планы дальнейшего разви­тия станции. Перед ней, как и перед сотнями дру­гих электростанций стра­ны, была поставлена зада­ча: бесперебойное обеспе­чение электроэнергией на­родного хозяйства и воен­ных объектов. В это труд­ное и ответственное время станцию возглавлял ди­ректор Виктор Георгиевич Федоров, пользовавшийся большим авторитетом в коллективе.

Военное время сразу стало диктовать свои зако­ны: 30 сентября 1941 года городским военкоматом был проведен проверочный сбор военнообязанных, ра­ботающих на станции и проживающих на террито­рии объекта, и граждан, имеющих в личном пользовании велосипеды и мотоциклы. С1 октября на станции начал работать военно-учебный пункт гор­ военкомата.        

Коллектив станции от­ давал все силы для бесперебойной стабильной работы своего объекта, который приобрел во время войны особое, стратегическое значение, стал «энергетичес­ким сердцем» для пред­приятий и населения Совет­ской Гавани. Несмотря на то, что количество персонала станции было уменьшено на 20 процентов, выработка электроэнергии возросла почти вдвое.   

Работники, не считаясь со временем, не доедая, сутками не покидали стан­цию, кроме своих основ­ных обязанностей выполняли работы по уборке тер­ритории, постоянно вноси­ли предложения по эконо­мии средств и повышению эффективности работы станции.

О трудовом героизме совгаванских энергетиков красноречиво говорят до­кументы того времени. Приказ № 122 от 16.07.41г. утверждает просьбу телефонисток  Грибушкиной, Авдацкой, Цыцилиной: «… желая посильно помогать нашей Родине и Красной Армии, берем на себя обязательство работать по восемь часов вместо шести и без выходных ». Распоря­жение директора станции П. Г. Федорова: «... для проведения неотложных работ  по подготовке к капи­тальным ремонтам и при­емке топлива. С 16 апреля 1945 года до особого распо­ряжения вводится 11-часо­вой рабочий день в цехе № 8 (кроме грузчиков) и цехе    №12».

На фронте были нужны люди, уходили на него и ра­ботники станции. 28 из них не вернулись. Их имена за­печатлены на обелиске в по­селке Майском и в Книге Памяти. Многие из работни­ков, вернувшиеся с фронта, были удостоены боевых на­град. Среди них — А. В. Ры-женков, С. А. Акиньшин, Ф. Г. Жаглин, Ф. Н. Тури­щев, П. В. Турищев, С. И. Квасов, Д. А. Тихонов, Н. Ф. Замышляев, М. С. Си­бирцев, М. Я. Медведев. За­кончились тяжелые воен­ные годы, на пять долгих лет приостановившие мирное развитие станции. Государ­ственная станция «ДЭСНА», а ныне Майская ГРЭС, с честью выдержала это не­легкое испытание. И ее ве­тераны, работники, вынес­шие на своих плечах тяго­ты военного времени, обес­печившие бесперебойную и эффективную работу стан­ции, ушедшие с нее на фронт, заслуживают самых добрых слов благодарности, памяти, уважения и призна­тельности за свой трудовой и ратный подвиг. У Майской ГРЭС героическое прошлое. Нынешнее поколение работ­ников помнит его и своим трудом старается приумно­жить славные традиции станции.

КОМСОМОЛЬСКАЯ  ТЭЦ .

К началу Великой Отечественной войны Комсо­мольская ТЭЦ имела пяти­летний стаж работы, а ее вторая, наиболее мощная очередь, — всего двухго­дичный.

Война сразу поставила молодую станцию в тяже­лейшие условия: было очень мало квалифициро­ванного персонала, обучение кадров приходилось проводить в сжатые сроки непосредственно на объек­те. Обучение осложнялось тем, что люди, начинав­шие эксплуатировать обо­рудование теплоэлектро­централи, имели всего по два-четыре класса образо­вания. Кроме кадровой проблемы возникло много технических задач, кото­рые нужно было решать немедленно, не были за­кончены многие наладоч­ные работы, не было ни знаний, ни опыта по рабо­те котлов на угольной пыли, а мазут тогда шел на фронт. Отдаленность от крупных энергетических центров  и тяжелая общая экономическая обстановка в стране мешали получить какую-либо техническую помощь и необходимую профессиональную инфор­мацию.

Но на станции лежала ответственная задача, кото­рую нужно было решить любыми способами, — обеспечить энергией рабо­тающие для фронта пред­приятия Комсомольска, население города.

По воспоминаниям ра­ботников ТЭЦ, всю тя­жесть условий работы в те годы трудно передать: в рабочих помещениях было невыносимо жарко, полу­расплавленную золу выво­зили вручную, зимой же, в 40-градусный мороз, приходилось разбивать глыбы смерзшегося угля. Угольная пыль часто взры­валась в топках неотлаженных котлов, поскольку ко­чегары не имели опыта ра­боты с ней.

Одним из самых труд­ных периодов для ТЭЦ были зимы 1941 — 1943 годов, когда начались ис­пытания по сжиганию сучанского угля. Такое реше­ние было принято в связи с тем, что сжигавшийся ра­нее райчихинский уголь не давал необходимых темпе­ратурных параметров, а жидкого топлива не хвата­ло. По некоторым своим качествам он был удобен в работе — совершенно су­хой, сыпучий, он нигде не застревал, не смерзался, его разгрузка не вызывала затруднений. Однако это был не бурый, а каменный уголь, с малым выходом летучих веществ, высокой зольностью, его трудно было размолоть до нужной кондиции. Руководство и специалисты станции не имели ни знаний, ни опы­та по работе с новым углем. Но отступать было нельзя: на зимы 1942 — 1943 го­дов сучанского угля на ТЭЦ было завезено десятки ты­сяч тонн.

Уголь в мельницах не смалывался, а мелко дро­бился, и вместо угольной пыли в топку выдувались мелкие кусочки, которые, едва разгоревшись, выпа­дали в холодные воронки топок. Через два-три часа работы котла холодная во­ронка заполнялась до уров­ня пылевых амбразур мель­ниц раскаленной горящей массой, которая стекала обратно в шахты мельниц подобно расплавленной лаве. От высокой температуры в котельной плавились стекла электроламп, работники получали термические ожоги, так как не было специальной защитной одежды. Но люди работали самоотверженно, никто не спасовал, не отступил.

Возникла еще одна про­блема: недогоревшие ос­татки угля быстро заполня­ли все зольное помещение, и несмотря на привлечение воинских подразделений и помощь персонала ТЭЦ, работающего сверхурочно, золу убирать не успевали. Для решения этой пробле­мы мастер котельного цеха Василий Григорьевич Зай­цев предложил использо­вать для уборки золы паро­вые эжекторы. Идея себя оправдала. После удачного испытания первого эжек­тора было установлено еще пять, все они стали выбра­сывать золу за пределы ко­тельной, до разгрузочного сарая. За две-три недели зольная была очищена.

Одним из запоминаю­щихся эпизодов работы ТЭЦ явилась выработка топлива для автомашин из сырой нефти, получаемой станцией вместо мазута. Специалисты ТЭЦ смон­тировали такую установ­ку без схем, чертежей, по книжным фотографиям. Она была демонтирована только после прекращения подачи на ТЭЦ сырой не­фти в связи с началом ра­боты нефтепровода Оха — Комсомольск.

Можно много еще рас­сказывать о трудовом геро­изме людей Комсомоль­ской ТЭЦ в годы войны. Они не жалели ни здоровья, ни сил, самоотвержен­но трудились для того, чтобы станция вырабаты­вала нужную в то тяжелей­шее время энергию. Но ободном эпизоде хочется рассказать обязательно. Это было утром 9 мая 1945 года. Василий Григорье­вич Зайцев, который в то время работал дежурным инженером, рассказывает, что после того, как услы­шал Указ Президиума
Верховного Совета СССР об окончании войны, зачитанный Юрием Леви­таном, он дал команду старшему кочегару Петру Алексеевичу Гришину от­крыть «на всю железку» гудок и гудеть, пока он не скомандует закрыть пар. И с этим гудком город Ком­сомольск встретил первые минуты мира.

Отмечая 60-летний юбилей Великой Победы, нужно выразить искрен­нюю благодарность ветера­нам-энергетикам Комсомольской ТЭЦ, которые в годы войны ценой своего здоровья, крайним напря­жением душевных и физи­ческих сил, своим самоот­верженным трудом при­ближали этот величайший праздник. Среди них — И. К. Горемыкин, А. Г. Его­ров, А.А. Бобровский, Ю. Т. Макушев, А. С. Са­фонов, М. А. Нефедьев, И. А. Шерстюк, Д. М. Тимшенко, А. И. Смирнов, А. П. Бордачев, Д. М. Бе­лоусов, М. В. Бархаш, П. Д. Давыдов, В. С. Иев, Д. А. Лимонов, А. П. Ма­каров, В. Н. Олейник, Н.Я. Серебрянников, Г. Д. Селин, Ф. Н. Старов. Эти люди — настоящие герои своего времени, их трудовые свершения в во­енные годы — пример для нынешнего поколения ра­ботников станции, которые хранят и уважают исто­рию своего предприятия.

Алексей НИКИТИН,
по материалам, представ­ленным
пресс-службой ОАО
«Хабаровскэнерго».

 

 

© ОАО "Хабаровскэнерго", 1999-2005