|
Untitled
"Приамурские
ведомости" №123 (3499),
12 июля 2005г.
ОГНЕННЫЕ ГОДЫ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
далекое-близкое
МАЙСКАЯ ГРЭС
Майская ГРЭС,
расположенная на
берегу Татарского
пролива в городе Советская
Гавань, с самого начала
своей работы называлась
государственной дизельной
электростанцией
специального назначения
(ДЭСНА). К началу Великой Отечественной войны
она только ступила на
путь своего становления:
строились подстанции,
мастерская, котельная,
прокладывались электросети,
вводились в строй новые
мощности. К 1940 году
мощность ДЭСНЫ составила
6МВт. Станция вошла в
систему «Дальэнерго»,
ее электроэнергия
была жизненно необходима
развивающейся промышленности
и населению региона.
Но война коренным образом изменила мирные планы дальнейшего развития станции. Перед ней, как и перед сотнями других электростанций страны,
была поставлена задача:
бесперебойное обеспечение
электроэнергией народного хозяйства и
военных объектов. В это трудное
и ответственное время станцию
возглавлял директор
Виктор Георгиевич Федоров,
пользовавшийся большим
авторитетом в коллективе.
Военное время сразу стало диктовать свои законы: 30 сентября 1941 года городским
военкоматом был
проведен проверочный сбор
военнообязанных, работающих
на станции и проживающих
на территории
объекта, и граждан, имеющих
в личном пользовании
велосипеды и мотоциклы.
С1 октября на станции
начал работать военно-учебный
пункт гор военкомата.
Коллектив
станции от давал все
силы для бесперебойной
стабильной работы своего
объекта, который приобрел
во время войны особое,
стратегическое значение,
стал «энергетическим
сердцем» для предприятий
и населения Советской
Гавани. Несмотря на то, что количество
персонала станции было
уменьшено на 20
процентов, выработка электроэнергии
возросла почти
вдвое.
Работники, не считаясь со временем, не доедая, сутками не покидали станцию, кроме своих основных обязанностей выполняли работы по уборке территории, постоянно вносили
предложения по экономии
средств и повышению эффективности
работы станции.
О трудовом героизме совгаванских энергетиков
красноречиво говорят документы
того времени. Приказ
№ 122 от 16.07.41г. утверждает
просьбу телефонисток Грибушкиной,
Авдацкой, Цыцилиной: «… желая посильно
помогать нашей Родине и Красной Армии, берем на себя обязательство работать по восемь часов вместо шести и
без выходных ». Распоряжение
директора станции П.
Г. Федорова: «... для проведения
неотложных работ по
подготовке к капитальным
ремонтам и приемке
топлива. С 16 апреля 1945
года до особого распоряжения
вводится 11-часовой
рабочий день в цехе №
8 (кроме грузчиков) и цехе
№12».
На фронте были нужны люди, уходили на него и работники
станции. 28 из них не
вернулись. Их имена запечатлены
на обелиске в поселке
Майском и в Книге Памяти.
Многие из работников,
вернувшиеся с фронта, были
удостоены боевых наград.
Среди них — А. В. Ры-женков,
С. А. Акиньшин, Ф. Г. Жаглин,
Ф. Н. Турищев, П. В.
Турищев, С. И. Квасов,
Д. А. Тихонов, Н. Ф.
Замышляев, М. С. Сибирцев,
М. Я. Медведев. Закончились
тяжелые военные
годы, на пять долгих лет приостановившие
мирное развитие станции.
Государственная
станция «ДЭСНА», а
ныне Майская ГРЭС, с честью выдержала
это нелегкое испытание.
И ее ветераны, работники, вынесшие
на своих плечах тяготы
военного времени, обеспечившие
бесперебойную и эффективную
работу станции,
ушедшие с нее на фронт,
заслуживают самых добрых
слов благодарности, памяти, уважения и
признательности за
свой трудовой и
ратный подвиг. У Майской ГРЭС героическое
прошлое. Нынешнее
поколение работников
помнит его и своим трудом
старается приумножить
славные традиции станции.
КОМСОМОЛЬСКАЯ
ТЭЦ .
К началу Великой Отечественной войны Комсомольская ТЭЦ имела пятилетний стаж работы, а ее вторая, наиболее мощная очередь, — всего двухгодичный.
Война сразу
поставила молодую станцию в тяжелейшие
условия: было очень
мало квалифицированного
персонала, обучение
кадров приходилось проводить
в сжатые сроки непосредственно
на объекте.
Обучение осложнялось тем,
что люди, начинавшие
эксплуатировать оборудование
теплоэлектроцентрали,
имели всего по два-четыре класса образования.
Кроме кадровой проблемы
возникло много технических
задач, которые
нужно было решать немедленно,
не были закончены
многие наладочные
работы, не было ни знаний,
ни опыта по работе
котлов на угольной пыли,
а мазут тогда шел на фронт.
Отдаленность от крупных энергетических
центров и тяжелая общая экономическая
обстановка в стране мешали получить какую-либо
техническую помощь и
необходимую профессиональную
информацию.
Но на станции лежала ответственная задача, которую
нужно было решить любыми
способами, — обеспечить
энергией работающие
для фронта предприятия
Комсомольска, население
города.
По
воспоминаниям работников
ТЭЦ, всю тяжесть
условий работы в те годы
трудно передать: в рабочих
помещениях было невыносимо
жарко, полурасплавленную
золу вывозили
вручную, зимой же, в
40-градусный мороз, приходилось
разбивать глыбы
смерзшегося угля. Угольная
пыль часто взрывалась
в топках неотлаженных
котлов, поскольку кочегары не имели опыта
работы с ней.
Одним из самых трудных периодов для ТЭЦ были зимы 1941 — 1943 годов, когда начались испытания
по сжиганию сучанского
угля. Такое решение было принято в связи с тем,
что сжигавшийся ранее
райчихинский уголь не давал
необходимых температурных
параметров, а жидкого
топлива не хватало.
По некоторым своим качествам
он был удобен в работе
— совершенно сухой,
сыпучий, он нигде не застревал,
не смерзался, его
разгрузка не вызывала затруднений.
Однако это был не
бурый, а каменный уголь,
с малым выходом летучих
веществ, высокой зольностью,
его трудно было
размолоть до нужной кондиции.
Руководство и специалисты
станции не имели ни
знаний, ни опыта по
работе с новым углем. Но
отступать было нельзя: на зимы 1942 — 1943
годов сучанского угля
на ТЭЦ было завезено
десятки тысяч тонн.
Уголь в мельницах не смалывался, а мелко дробился, и
вместо угольной пыли в топку выдувались мелкие
кусочки, которые, едва разгоревшись, выпадали в холодные воронки топок. Через два-три часа работы котла холодная воронка заполнялась до уровня
пылевых амбразур мельниц
раскаленной горящей массой,
которая стекала обратно в шахты мельниц
подобно расплавленной лаве. От высокой
температуры в котельной плавились стекла
электроламп, работники получали
термические ожоги, так как не было
специальной защитной одежды. Но люди
работали самоотверженно, никто не спасовал,
не отступил.
Возникла еще одна проблема: недогоревшие остатки угля быстро заполняли все зольное помещение, и
несмотря на привлечение воинских
подразделений и помощь
персонала ТЭЦ, работающего
сверхурочно, золу
убирать не успевали. Для решения этой
проблемы
мастер котельного цеха Василий
Григорьевич Зайцев
предложил использовать
для уборки золы паровые
эжекторы. Идея себя оправдала.
После удачного испытания
первого эжектора
было установлено еще пять,
все они стали выбрасывать
золу за пределы котельной,
до разгрузочного сарая.
За две-три недели зольная
была очищена.
Одним из запоминающихся эпизодов работы ТЭЦ явилась выработка топлива для автомашин из сырой
нефти, получаемой станцией
вместо мазута. Специалисты
ТЭЦ смонтировали такую установку
без схем, чертежей, по книжным
фотографиям. Она
была демонтирована только
после прекращения подачи
на ТЭЦ сырой нефти в
связи с началом работы
нефтепровода Оха — Комсомольск.
Можно
много еще рассказывать
о трудовом героизме
людей Комсомольской
ТЭЦ в годы войны. Они не жалели ни здоровья,
ни сил, самоотверженно
трудились для того, чтобы
станция вырабатывала
нужную в то тяжелейшее
время энергию. Но ободном
эпизоде хочется рассказать
обязательно. Это
было утром 9 мая 1945 года.
Василий Григорьевич
Зайцев, который в то время
работал дежурным инженером,
рассказывает, что
после того, как услышал
Указ Президиума
Верховного Совета
СССР об окончании
войны, зачитанный Юрием Левитаном, он дал команду старшему
кочегару Петру Алексеевичу Гришину открыть
«на всю железку» гудок
и гудеть, пока он не скомандует
закрыть пар. И с этим гудком город Комсомольск
встретил первые минуты
мира.
Отмечая
60-летний юбилей
Великой Победы, нужно
выразить искреннюю
благодарность ветеранам-энергетикам
Комсомольской
ТЭЦ, которые в годы
войны ценой своего здоровья,
крайним напряжением
душевных и физических
сил, своим самоотверженным
трудом приближали
этот величайший праздник.
Среди них — И.
К. Горемыкин, А. Г. Егоров,
А.А. Бобровский, Ю.
Т. Макушев, А. С. Сафонов,
М. А. Нефедьев, И.
А. Шерстюк, Д. М. Тимшенко,
А. И. Смирнов, А.
П. Бордачев, Д. М. Белоусов,
М. В. Бархаш, П.
Д. Давыдов, В. С. Иев, Д.
А. Лимонов, А. П. Макаров,
В. Н. Олейник, Н.Я.
Серебрянников, Г.
Д. Селин, Ф. Н. Старов. Эти
люди — настоящие герои
своего времени, их трудовые
свершения в военные
годы — пример для нынешнего поколения
работников станции, которые хранят
и уважают историю
своего предприятия.
Алексей
НИКИТИН,
по материалам,
представленным
пресс-службой ОАО «Хабаровскэнерго».
|