В начало Гостевая книга Карта сайта Письмо администратору
РАО ЕЭС Яндекс цитирования

 

 

 

 Хабаровская энергосистема пошла на поправку

«Российская газета» 21 декабря 2004г.

Опыт

НА ПОПЕЧЕНИИ энергетиков ОАО «Хабаровскэнерго» два субъекта Федерации — Хабаровский край и Еврейская автономная область, гигантские территории и сложнейший энергокомплекс с застарелыми «болезнями» и новыми проблемами. Тяжелым грузом лежат миллиардные убытки прошлых лет, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, долги потребителей, которые не спешат рассчитываться за электроэнергию и тепло.

По мнению заместителя генерального директора ОАО «Хабаровскэнерго» по экономике, бюд­жетированию и бизнес-планированию Аркадия Козяйкина, самочувствие энергосистемы начинается с тарифов. А их на уровне территорий устанавливают местные власти и диктуют свою волю жестко. 

В этом году росттарифа определен не более чем на 9 процентов (для сравнения на уровне страны - 16), а инфляция превысила 14, и при этом цены на металл и трубы подскочили до 40 - 60 процентов. Одним словом, реальный тариф относительно инфляции снизился. Стоимость отпуска киловатт-часа населению к концу года обходится в 1,22 рубля. 

Чтобы выжить, компании пришлось изыскивать немалые резервы. Прибегли к испытанным упра­вленческим процедурам и бизнес-инструментам: финансовое планирование, бюджетирование и казначейское исполнение, программа борьбы с издержками. Правда, в региональной энергетике, которую совсем недавно стали воспринимать собственно как бизнес, этот инструментарий был в новинку. Не обошлось без хирургического вмешательства.

Как и в других компаниях РАО ЕЭС, здесь в первую очередь стали избавляться от непрофильных предприятий — розничной торговли, агропромышленных комплексов, детских лагерей и баз отдыха, наделив их правами самостоятельных юридических лиц. Многие опасались, что брошенные в рыночную стихию, эти бывшие «энергетические» подразделения с треском обанкротятся, персонал лишится рабочих мест, а местные жители останутся без привычной продукции. Но все эти «непрофили» также были вынуждены сокращать издержки, орудуя все теми же бизнес-инструментами, и теперь неплохо справляются самостоя­тельно. 

Из состава компании были выделены и четыре ремонтных предприятия, которые выполняют львиную долю заказов «Хабаровскэнерго». Ремонтников в борьбе за эти заказы шевелиться заставила конкуренция между собой и с внешними подрядчиками. Дело в том, что в компании налажена конкурсная система: подряд получают только через тендер. Только за счет этого на ремонте в нынешнем году сэкономлено 300 миллионов рублей, и без ощутимых потерь начался зимний сезон. Таким же образом через тендеры и торги закупаются материалы и топливо. И еще ни один объявленный конкурс не был отменен по причине отсутствия участников. 

«Если бы издержки остались на прежнем уровне, — резюмирует Аркадий Владиславович, — мы бы не выжили, потому что из-за инфляции наши издержки неизбежно бы возросли». 

Кстати, программа борьбы с издержками согласована с региональной властью. Надо отдать должное - администрации обеих территорий сумели найти ту грань тарифной политики, переход через которую уже означал бы кризис, какой наблюдался в прошлые годы в соседних регионах. Аркадий Козяйкин знает, о чем говорит: на Камчатке, где он работал в такой же должности, он был свидетелем тя­желого кризиса, связанного с неплатежеспособностью энергоком­пании. 

Энергетика весьма инерционная отрасль: чтобы свалиться в кризис, достаточно нескольких месяцев неплатежей, и после такой «удачной» подсечки подниматься на ноги приходится годами. С другой стороны, в регулировании тарифов, наверное, есть и косвенный интерес энергетиков. Если оплату по верхнему потолку не смог бы потянуть потребитель, а нижняя тарифная планка подрезала бы энергосисгему, то найденная совместно золотая середина заставила бы и промышленные предприятия с населением платить по счетам, и энергокомпанию действовать более эффективно. 

Правда, в последнее время в энергосистеме наметилась тре­вожная тенденция. Вопреки обывательскому мнению, по привычке приписывающему энергетикам высокие зарплаты, в отраслевом срезе по уровню заработной платы в Хабаровском крае энергетика находится на двенадцатом месте, и все ощутимее отток высококвалифицированных кадров. А ведь именно такой персонал создает надежность, выделяющую «Хабаровскэнерго» среди многих энергосистем. 

Но если эту проблему акционерное общество еще как-то попытается разрешить в будущем году, то с другой одним энергетикам своими силами не справиться никак: это попросту воровство того, что в карман не спрячешь и в мешке не унесешь. Речь идет о потреблении электроэнергии без всякого учета. «Нужны нормативные акты, позволяющие рассчитывать стоимость электроэнергии или платеж потребителя при безучетном потреблении, - сетуют на несовершенство законодательства энергетики. — Это хоть как-то повлияет на ситуацию, а у нас бы снизились потери электроэнергии».

Вообще очень часто оппоненты в ответ на перечисляемые трудности отрасли кивают на большие доходы энергетиков, забывая, что прежде чем произвести те же киловатты и гигакалории, приходится изрядно потратиться. На закупку топлива уходит до семи миллиар­дов рублей в год плюс пара миллиардов на финансирование ремонтов. И не сразу приходит понима­ние сути капитализации компаний, с наращиванием которой растет и вес ее акций. 

Теперь уже очевидна взаимосвязь: надежность энергосистемы стала привлекательной для участников фондового рынка, выросла ее капиталоемкость — подросла и курсовая стоимость акций, а когда было объявлено о выплате дивидендов, уже поверили и в устойчивость компании. «Это как в медицине, — рассуждает финансовый доктор Аркадий Козяйкин. — Кризис миновал, здоровье пошло на поправку, теперь дело осталось за поддерживающей терапией. В нашем случае — инвестиционной». 

К сожалению, энергосистема региона довольно старая. В ее составе есть станции довоенной постройки, да и остальные с высокой степенью износа. Необходимо перевооружение, к тому же энергопотребление с каждым годом устойчиво растет. Поэтому потребность в долгосрочном инвестировании велика. «Здесь мы тоже начали применять стандартные для бизнеса процедуры, — уточняет А. Козяйкин, - такие, как проектное финансирование с помощью заемного капитала, и у нас на будущий год два таких крупных проекта». 

Необходимо достроить четвертый энергоблок на хабаровской ТЭЦ-3, благодаря чему возрастут генерирующие мощности, улучшатся технико-экономические показатели работы. Другой проект-перевооружение двух других теплоэлектроцентралей города на газ. Что это даст в итоге? Кроме снижения первоначальных затрат появится возможность наконецто вывести из эксплуатации старое неэффективное оборудование, экономить на топливе, не платя за его перевозку и не создавая его запасов. Экологический эффект тут более чем очевиден. Поэтому надежды на инвестиции у энергетиков очень большие. И здесь, они считают, тоже многое зависит от власти: источник возврата инвестиций один — производство электроэнергии и тепла, а по какой цене будет продаваться этот товар, опять-та­ки зависит от тарифной политики. 

«Кажется, действительно показался свет в конце тоннеля. Совместно с РЭКами, правительствами края и ЕАО мы ведем напряженную конструктивную работу, а это позволяет надеяться на позитивные результаты и получение прибыли», — заметил Аркадий Владиславович. Но, памятуя о действенности стандартных процедур, заметим, что одной надежды мало - нужны правильные решения и отлаженные бизнес-инструменты.

Ирина МУСТАФИНА.

 

© ОАО "Хабаровскэнерго", 1999-2005