В начало Гостевая книга Карта сайта Письмо администратору
РАО ЕЭС Яндекс цитирования

 

 

 

Перспективы на год

 «Приамурские ведомости» 7 декабря 2004г.

 Энергетика

О том, что ждать энерге­тикам и энергопотребителям от года следующего, наш раз­говор с заместителем гене­рального директора ОАО «Хабаровскэнерго» по вопросам экономики, бизнес-планирова­ния и бюджетирования Арка­дием КОЗЯЙКИНЫМ.

 — Аркадий Владисла­вович, какие тенденции наблюдаются в тарифообразовании на протя­жении последних лет, что характерно для нынеш­него этапа? 

— Для начала подчеркну, что на величины энерготарифов мы влияем-то, по сути, не столь уж значительно. Потому что мы лишь предлагаем, а утверждает их РЭК. На. Российском уровне, как известно, Федеральная служба тарифов (ФСТ) подчинена напрямую правительству, а местные РЭК-КЦ — независимые регулирующие органы. И если ФСТ может задать какие-то общие параметры, то только РЭК-КЦ имеет исключительную прерогативу по установке конк­ретных энерготарифов на элект­ро- и теплоэнергию. 

Метод при этом один: эко­номически  обоснованные затраты. От их величины зави­сит общая картина по тари­фам от их обоснованности — величина тарифов. 

И тенденции тут таковы. На текущий 2004 год нам в декаб­ре 2003 года устанавливали тарифы исходя из принятой тог­да еще Федеральной энергети­ческой комиссией (ФЭК сейчас стал ФСТ. — Прим. авт.) ве­личины общего их допустимо­го повышения на 16%. В регио­не нам установили предельный потолок роста в 9% от факти­ческого уровня в 2003 году, что при официальном уровне инф­ляции в 14% на этот год озна­чало реальное снижение энерготарифов. Мы согласились с таким подходом, потому что он гарантировал стабильность для потребителей (а следовательно, и для нас), и стали работать над снижением издержек. 

А на 2005 год ФСТ устано­вила нам уже другие парамет­ры — проценты наименьшего и наибольшего повышения энер­готарифов. Этим установлен своего рода тарифный коридор. И на следующий год и РЭК. и мы уже просто обязаны нахо­диться в этом коридоре. 

— А если откровенно: сколько надо энергети­кам, чтобы выжить? 

— Откровенно говоря, что­бы выжить, нужна средняя ве­личина между минимальным и максимальным пределами. Но это — чтобы выжить. А чтобы развиваться, повышать надеж­ность энергоснабжения, обес­печивать рост энергопотребле­ния — ведь, как вы знаете, пе­ред страной стоит задача удво­ения ВВП, а без опережающего развития энергетики это просто нереально, эти цифры должны быть повыше, но в пределах от­веденного нам коридора. 

— Если ОАО «Хабаровскэнерго» не удастся доказать на заседании РЭК-КЦ свою точку зрения и цифры тарифов будут существенно ниже минимально ожидаемых вами, то что будет? 

— В году уходящем нам удалось оптимизировать свои издержки главным образом пу­тем выделения из состава ком­пании непрофильных произ­водств. Да, на этом удалось не­плохо сэкономить, особенно на транспортных и ремонтных рас­ходах. Но рассчитывать на та­кой же потенциал экономии в будущем году уже просто нере­ально. Остается один источник сокращения — зарплата. 

Однако назвать такую поли­тику дальновидной я не могу. Уже сейчас мы наблюдаем от­ток квалифицированных кад­ров. Люди уходят на железную дорогу, в коммерческие струк­туры. Причем особо дефицит­ными в Энергосистеме становят­ся не только сварщики, но и релейщики, силовики, кабельщики, мастера по ремонту конт­рольно-измерительной аппаратуры... А это уже составляет серьезную проблему. 

— А кроме зарплаш, экономить не на чем? 

Вы про сокращение по­терь? Да, мы постоянно ведем такую работу: анализируем по­тери энергии при производстве и транспортировке, при учете... Но по большому счету здесь все возможности «большой» энер­гетики уже использованы, оста­лись незначительные источни­ки потерь. Мы, конечно же, бу­дем продолжать работу по их устранению, но требуемой величины снижения энерготари­фов это не даст. 

Есть здесь еще один аспект — борьба с воровством энергии. Мы ее вели, ведем и будем вести, при­чем совместно с органами внут­ренних дел. Имеющийся здесь резерв для экономии и одновре­менно лазейка для хищений — несовершенство законодатель­ства. Хотя, на мой взгляд, доста­точно воссоздать «Правила пользования электроэнергией», где четко прописать порядок рас­чета платы за потребление без приборов учета, и чтобы эта пла­та была повыше, чем с прибора­ми учета, как дело решительно сдвинется к лучшему. 

— Кстати, одно из на­правлений сокращения собственных издержек — процесс бюджетирова­ния. Явление, достаточно новое для энергетики. Что показал первый год вне­дрения этой идеи? 

— Сам принцип «Нельзя тратить больше, чем зарабаты­ваешь», а в нашем случае — собираешь платежей, нельзя на­звать новым. А вот строгое, даже жесткое следование ему — воз­можно, действительно несколь­ко ново, и в первую очередь — для структурных подразделений энергокомпании. Что делать, психология ряда руководителей была сформирована в другие времена, когда что ни попро­сишь, то и можно было полу­чить. А уж надо это тебе или не очень — вопрос другой. 

Теперь все по-другому. Те­перь распоряжаются только теми средствами, которые определе­ны в бюджете компании, и, кста­ти, переход на такую систему ка­ких-то особых сбоев в работе или волнений в коллективах не выз­вал. И то, что в целом ОАО «Хабаровскэнерго» работает устой­чиво, потребители бесперебой­но снабжаются электро- и теплоэнергией, то, что мы уже не допустим кризисов и убыточной работы — заслуга именно тако­го подхода, с опорой на здра­вый смысл в расходовании средств, материалов, ресурсов... 

Но каким бы здравым он ни был. цены на требующиеся в ре­монте и обслуживании материалы и ресурсы вырастают в цене значительно, в разы, больше, чем та же инфляция!.. 

Что делать, похоже, мы опять будем вести сокращение затрат при производстве и транспортировке энергии явно в одностороннем порядке. Мы уже имеем достоверные данные по повышению цен на трубы, металлопрокат, ГСМ, на ряд материалов и изделий... Сло­вом, на то, без чего поддержи­вать работоспособность уст­ройств энергоснабжения про­сто нельзя. При таких «ножни­цах» экономика любого пред­приятия пойдет вразнос, и мы — не исключение... 

Но все же программа управ­ления издержками, которая уже давно принята в ОАО «Хабаровскэнерго», была и остается одним из путей внутренней экономии. 

И, наконец, необходимость развития энергосистемы. Имен­но здесь, кстати, скрыт наибо­лее мощный потенциал сниже­ния издержек, а не в сокраще­нии зарплат. 

— Развитие как источ­ник сокращения? Нет ли тут внутреннего противо­речия? 

Никакого! Потому что, на­пример, с вводом в действие чет­вертого блока Хабаровской ТЭЦ-3 увеличится выдаваемая мощность, что позволит заместить неэконо­мичное оборудование ТЭЦ-1 и под­ключить новые нагрузки, центра­лизованным теплоснабжением ох­ватить жилмассивы, обогреваемые ныне низкоэффекгивными котель­ными. Это выгодно и городу, и нам и жильцам. 

—- Рассчитываете ли вы на грядущем заседа­нии РЭК-КЦ на понимание властей? 

— Знаете, я пришел на рабо­ту в ОАО «Хабаровскэнерго» с аналогичной должности в камчатской энергосистеме, и мне есть с чем сравнивать. Должен отметить, что власти Хабаров­ского края на редкость взвешен­но и внимательно подходят к вопросам тарифообразования. Они, с одной стороны, не по­зволяют рухнуть экономике энергетиков, а с другой — ос­тавляют тарифы приемлемыми для потребителей. Получается, что и энергосистема имеет воз­можность жить и развиваться. и экономика края — одна из самых динамично развиваю­щихся в регионе. 

Такая тонкая и высокопро­фессиональная работа в тарифообразовании ведется далеко не везде. Как правило, все энер­гетические кризисы в соседних с нами дальневосточных регионах связаны (где в большей мере, а где и полностью) имен­но с непродуманной политикой властей в отношении к энерге­тикам. Хабаровский край и его правительство можно смело по­ставить им в пример. 

Поэтому я на предстоящем заседании РЭК-КЦ рассчиты­ваю на внимательное отноше­ние к нашим проблемам. 

— Аркадий Владисла­вович, а что будет, если вдруг вам урежут тарифы до убыточных границ? 

— Думаю, что этого не произойдет. Перед «Хабаровскэнерго» стоит не только задача строительства четвертого энергоблока на Хабаровской ТЭЦ-3, но и важнейшая для края задача по газификации Хаба­ровска. В этом проекте боль­шая часть затрат возложена на энергосистему, и мы не можем подвести правительство края. 

Евгений ГАЛУШКО.

 

© ОАО "Хабаровскэнерго", 1999-2005