В начало Гостевая книга Карта сайта Письмо администратору

РАО ЕЭС

НП АТС

ОАО Амурэнерго

ДВЭУК Яндекс цитирования

 

 

  Untitled Document

Изложение пресс-конференции, посвященной началу либерализации оптового и розничных рынков электроэнергии (мощности).

 

 

Текст интернет-пресс-конференции
начальника Департамента рынка Центра управления реформой РАО «ЕЭС России»
Ларисы Ширяевой на тему «Запуск конкурентного рынка электроэнергии»

Вступительное слово ведущего.  Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня 6 сентября 2006г., и пресс-центр РБК начинает интернет-пресс-конференцию "Запуск конкурентного рынка электроэнергии". В конференции принимает участие начальник департамента рынка РАО "ЕЭС России" Лариса Владимировна Ширяева. Вам слово для приветствия.

Вступительное слово Л.Ширяевой. Добрый день, уважаемые участники конференции. Очень рада, что вы присоединились к нам и будете, надеюсь, активными участниками этой конференции. Хочется, чтобы вы выразили интерес как по поводу новых правил оптового рынка, так и по поводу новых правил розничного рынка, и всем, что с этим связано. Теперь, как я понимаю, мы можем перейти к вопросам. Единственное, что хотелось еще сказать, опять-таки в качестве введения. 1 сентября вступили в силу новые правила оптового рынка и новые правила розничного рынка электрической энергии. Они действительно кардинально меняют ситуацию как на оптовом, так и на розничном рынках, поэтому это очень естественно, что очень большой интерес и к тем, и к другим правилам. Надеюсь, что я отвечу на все ваши вопросы. Постараюсь ответить достаточно внятно, так, чтобы все поняли и ощутили весь размах намеченных преобразований.

И.Сурженкова (Нижний Новгород): А для чего вообще нужен розничный рынок электроэнергии? Л.Ширяева: Так уж устроена отрасль, электроэнергетика, что есть производитель электроэнергии, есть федеральная и региональные сетевые компании, которые передают производимую электроэнергию до потребителей, и есть Системный оператор, который координирует работу производителей, сетевых компаний и потребителей. Так вот, для того, чтобы эта работа была скоординирована, и для того, чтобы производители смогли продать электроэнергию в конкурентной среде на наиболее выгодных условиях как для себя, так и для покупателей, создан оптовый рынок. Но как вы понимаете, далеко не все потребители могут и захотят стать участниками оптового рынка. Слишком серьезные и детализированные правила, слишком серьезные требования к коммерческому учету и слишком серьезные требования к квалификации тех трейдеров, которые работают на этом рынке. Поэтому для средних и мелких потребителей, для населения, для бюджетных организаций и существует розничный рынок, где те энергосбытовые компании, которые купили эту энергию на оптовом рынке, перепродают ее розничным потребителям. Поэтому розничный рынок, прежде всего, существует, конечно же, для средних и мелких потребителей, населения и бюджетных организаций.

К.Митин (Москва): А что будет с тарифами для населения? Л.Ширяева: Очень хороший вопрос. Очень важный. Новые правила ценообразования как на оптовом рынке, так и на розничном рынке абсолютно не затронут тарифы для населения. Во-первых, население останется единственной категорией потребителей, которая будет покупать всю потребленную ими электроэнергию по регулируемым ценам - тарифам. Эта единственная категория потребления, так решило правительство, останется на полностью регулируемых ценах - тарифах. Соответственно принципы регулирования остаются теми же самыми. Не касаются новые правила тарифов для населения.

И.Филиппов (Сызрань): Зачем вообще нужны эти нововведения и что в старой системе работало не так? Л.Ширяева: Прежде всего, как сказала ведущая во вступительном слове, мы говорим сегодня о конкурентном рынке электроэнергии. Так вот, новые правила обеспечивают конкуренцию среди поставщиков как на оптовом рынке, так и конкуренцию среди энергосбытовых компаний на розничном рынке. На самом деле, все эти правила созданы, прежде всего, для потребителей с тем, чтобы обеспечить им поставку электроэнергии в нужном объеме по минимальным ценам, которые, конечно же, обеспечивают поставщикам возврат всех их затрат, а именно это, с точки зрения экономической теории, и обеспечивает конкуренция. Поэтому новые правила - это есть конкурентный оптовый рынок электроэнергии и мощности, и конкурентный розничный рынок.

П.Еременко (Омск): Что такое гарантирующий поставщик?  Л.Ширяева: Гарантирующий поставщик - это одно из тех новых и основных понятий, которое введено правилами розничного рынка. Что такое гарантирующий поставщик? Это энергосбытовая компания, которая не может отказать любому потребителю, находящемуся на территории его обслуживания, в заключении договора энергоснабжения, то есть в заключении договора на поставку электрической энергии данному потребителю. Любой потребитель (будь-то магазинчик маленький, гражданин, кооператив, ферма) имеет возможность обратиться к гарантирующему поставщику. Он будет объявлен - имя его будет опубликовано в средствах массовой информации, и они могут придти к этой организации и потребовать заключения с ними договора на поставку электроэнергии на условиях, которые определены в том же постановлении правительства (на публичных условиях). Это очень важно. Для чего введен институт гарантирующего поставщика? Для того, чтобы ни один потребитель электроэнергии не остался без электроэнергии. Всегда есть на территории одна энергосбытовая компания, в которую он может обратиться, и она обязана с ним заключить договор и поставить ему электроэнергию. Вот суть гарантирующего поставщика. Вторая, важная задача гарантирующего поставщика - подхватить тех потребителей, которые первоначально выбрали себе другую, независимую (не гарантирующего поставщика), конкурентную энергосбытовую компанию. Например, если с ней что-то произошло (конечно, очень плохо, но всякое бывает в нашей жизни), и вот для того, чтобы данный энергопотребитель не остался без электроэнергии, чтобы его не отключили, потому что он никому не платит, так как у него нет сбытовой компании, и создан тот гарантирующий поставщик, который подхватит потребителя, не даст ему остаться без договора из-за той сбытовой компанией, которая разорилась или с ней произошло что-то другое, нехорошее.

Г.Баранов (Санкт-Петербург): По каким ценам гарантирующий поставщик будет продавать электричество - по регулируемым или свободным? Л.Ширяева: Здесь все-таки надо начать с оптового рынка, а не с розничного, потому что, как я уже сказала до этого, гарантирующий поставщик - это есть энергосбытовая компания. Опять-таки как я уже говорила, все энергосбытовые компании покупают электроэнергию на оптовом рынке. По каким ценам они покупают там электроэнергию? Новые правила оптового рынка говорят о том, что часть электроэнергии гарантирующий поставщик, как и любая другая энергосбытовая компания, будут покупать по регулируемым ценам в рамках регулируемых двусторонних договоров, другую часть - по свободным, нерегулируемым, конкурентным ценам. Соответственно, если поставщик купил часть электроэнергии по регулируемым ценам, а часть - по нерегулируемым, ровно эту стоимость электроэнергии он должен включить в цену конечному потребителю. Там, безусловно, будут еще затраты инфраструктурных организаций, сетевых, прежде всего. Именно поэтому нельзя сравнивать цены оптового рынка и конечную цену для покупателя (что очень многие и делают). Но все, что касается именно цены производства электроэнергии, она будет включена ровно на том уровне гарантирующим поставщиком, на каком сложилась на оптовом рынке - регулируемая, значит регулируемая, конкурентная, значит конкурентная. Это предписано правилами розничного рынка, и в этом постановлении правительства задано формулой - конечная цена гарантирующего поставщика для любых потребителей есть цена оптового рынка (часть регулируемая и часть свободная) плюс стоимость сетевых услуг, других инфраструктурных организаций, как-то стоимость услуг администратора торговой системы; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика - это и есть конечный тариф. Еще раз обращу внимание, что для населения существует полностью регулируемая цена, там нет части свободной цены. Считается, что для населения гарантирующий поставщик купил на оптовом рынке электроэнергию в 100-процентном объеме по регулируемым ценам.

Д.Волков (Уфа): Сколько электроэнергии потребители смогут покупать у гарантирующего поставщика? Л.Ширяева: Все свое фактическое потребление электроэнергии потребитель сможет купить у гарантирующего поставщика. Нет такого понятия, что он должен заранее сказать, какой объем он должен купить или может купить. Именно на это и рассчитаны все правила и оптового, и розничного рынков - продать электроэнергию конечному потребителю в том объеме, в котором он ее хочет купить, а именно в объеме фактического потребления. Соответственно, если вы себе выбрали гарантирующего поставщика, вы заключаете с ним публичный договор, в котором сказано, что гарантирующий поставщик обязуется поставить потребителю электроэнергию в объеме его фактического потребления. Другое дело, что там, конечно, будут разные условия поставки. Особенно это касается крупных потребителей, присоединенная мощность которых больше 750 кВА. По поводу цены на этот объем - если потребитель заявил гарантирующему поставщику заранее плановый объем своего потребления, этот объем гарантирующий поставщик может включить в свою ценовую заявку на оптовом рынке и купить его на более выгодных условиях, соответственно, и продаст он потребителю по более выгодным для потребителя условиям. Другое дело, когда есть фактическое потребление, которое будет отклоняться от планового. Как вы знаете, у нас давно действует балансирующий рынок на оптовом рынке, он сохраняет полностью правила своего функционирования и в новых условиях. Гарантирующий поставщик заплатит стоимость отклонения фактического потребления от планового по более дорогой цене. Именно эту цену он транслирует такому крупному потребителю. Но это только касается крупных потребителей. Что касается средних, мелких и иных категорий потребителей, то для них единая цена на весь фактический объем потребления. Единая цена либо конкурентная, либо регулируемая, о которой я сказала ранее.

П.Девяткин (Москва): Счет за свет мне высылает Мосэнергосбыт. Надо ли сейчас заключать дополнительные договоры из-за вашей реформы? Л.Ширяева: Категорически - не надо, потому что Мосэнергосбыт будет гарантирующим поставщиком на территории Москвы, и, соответственно, он будет гарантирующим поставщиком для данного слушателя.

К.Бачманова (РБК): Как будет работать рынок электроэнергии для независимых энергосистем ("Новосибирскэнерго" и "Иркутскэнерго")? Л.Ширяева: Хороший вопрос. На самом деле рынок электроэнергии мы не делим на зависимые и независимые системы. Но мы делим его по территориям - правительство делит. У нас есть ценовые и неценовые зоны, которые определены законом. Те правила, которые вступили в действие в части оптового рынка, они касаются ценовых зон. Ценовые зоны - это вся Российская Федерация за исключением Калининграда, Коми, Архангельска, Дальнего Востока, изолированные энергорайоны (которые не работают в параллельном режиме с Единой энергетической системой). Предполагается, что в отношении территорий, входящих в неценовые зоны (Дальний Восток, Коми, Архангельск и Калининград), правительством будут приняты отдельные правила функционирования оптового рынка. Что касается изолированных энергорайонов, то там вообще не будет оптового рынка, там будет просто розничный рынок. То есть производители напрямую будут продавать электроэнергию гарантирующим поставщикам, и все это регулируется уже введенными в действие правилами розничного рынка. Что касается независимых энергосистем, то у них нет никакой специфики в части встраивания в правила оптового и розничного рынка. Более того, я хочу сказать и поблагодарить руководителей этих энергосистем и сотрудников, они предприняли колоссальные усилия и достаточно гармонично вписались в новые правила. Все они входят в ценовую зону оптового рынка. Поэтому они заключили регулируемые договоры так же, как и все другие участники оптового рынка, и, надеюсь, будут достаточно успешно работать на этом новом рынке. Они подписали все иные необходимые договоры: договор присоединения и т.д., то есть нормально сотрудничают и работают с Администратором торговой системы, Системным операторам по правилам, которые идентичны для всех участников оптового рынка. Они полноценные участники оптового рынка и розничного.

Вопрос: Когда правительство примет правила для неценовых зон? Л.Ширяева: По неценовым зонам. Правила-то есть, они действуют. Речь идет об изменениях в правила. Поэтому нельзя сказать, что завтра произойдет коллапс, и так как изменения не приняты правительством в отношении неценовых зон, то там непонятно что будет. Правила есть, они действуют, это правила, которые касаются функционирования регулируемого рынка. Они раньше были приняты постановлением правительства, и поэтому субъекты рынка работают на этом рынке, более того, приняты специальные регламенты в отношении этих субъектов на оптовом рынке, поэтому вся среда для их нормального функционирования в оптовом рынке уже есть и действует. Правила, которые будут приниматься, это не сами правила, а изменения в существующие нормативные документы. Регулируемый рынок там останется регулируемым рынком, тарифы тарифами. Там будут несколько изменены подходы к тому, по каким тарифам будут покупать электроэнергию и, соответственно, что касается Дальнего Востока, там есть идея ввести единого закупщика. Надеемся, что правительство примет эти правила как можно скорее, в течение 2-3 месяцев. Это не значит, что участники, которые расположены на данных территориях, не могут и не будут участвовать в оптовом рынке. Будут, могут, последние изменения в регламент оптового рынка касательно них были приняты на том же наблюдательном совете, на котором принимались изменения в регламент, связанные с запуском оптового рынка в ценовых зонах. Создана достаточно нормальная среда по максимуму, чтобы обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов на этих территориях.

Э.Кочергин (Химки): Сохранятся ли льготы на свет для малоимущих слоев населения? Л.Ширяева: Как я уже сказала, новые правила вообще ничего не меняют для населения. Соответственно, если они были, они сохранятся, но не потому, что правила их сохраняют, а потому, что они не затрагивают население.

К.Леонов (Санкт-Петербург): Если меня не устраивает гарантирующий продавец, куда мне можно обратиться? Л.Ширяева: Вопрос, почему не устраивает гарантирующий поставщик? Обратиться можно в ту независимую энергосбытовую компанию ("негарантирующуего поставщика"), которая действует на данной территории. Как вы понимаете, все эти конкурентные сбытовые компании - это уже их выбор. Они могут создаваться на одной территории, они могут не создаваться на другой территории. Это, собственно говоря, есть нормальные рыночные отношения, и поэтому невозможно сказать, скажем, на территории Санкт-Петербурга, будет существовать другая сбытовая компания? Сколько их будет? Если автор вопроса имеет ввиду, что его не устраивают условия, на которых гарантирующий поставщик поставляет ему электроэнергию, и если он считает, что они необоснованно плохие (высокая цена), тогда он, конечно же, может обратиться в орган регулирования данного гарантирующего поставщика, а это уполномоченный орган на территории и, собственно говоря, задаться этой ситуацией. Если это тарифы, то он может обратиться в региональную энергетическую комиссию, которая так или иначе должна устанавливать тарифы именно для населения. Как мы уже сказали, для населения тарифы останутся регулируемыми.

А.Воронов (Москва): Внимательно слежу за рыночными преобразованиями в России, в том числе за реформой электроэнергетики. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о рынке мощности? Л.Ширяева: Могу сказать, что рынок мощности - это есть институт только оптового рынка. На розничном рынке не предполагается рынка мощности. Почему? Потому что, как я уже сказала, все производители продают электроэнергию через оптовый рынок. Там ее покупают энергосбытовые компании, и на розничном рынке эту электроэнергию продают конечным потребителям. Специфика рынка мощности, прежде всего, связана со спецификой производства электроэнергии и длительным воспроизводственным циклом производства электроэнергии. Что я имею в виду? Мы не можем, запланировав 10-ти или 20-процентный рост электропотребления, завтра сразу же иметь, если сейчас их нет, 10-ти или 20-процентный рост генерирующих мощностей. Для того, чтобы они появились, как минимум, понадобится около 3 лет, чтобы их построить, урегулировать вопросы с землеотводом и т.д., все вы это прекрасно знаете. Так вот, как раз рынок генерирующих мощностей имеет долгосрочную перспективу. Его основная цель - обеспечить достаточное количество генерирующих мощностей в долгосрочной перспективе - 3-5 лет, чтобы если мы с вами решили или планируем, что через 3-5 лет на какой-то территории построится новый завод или просто вырастет производство на тех мощностях, которые есть (я имею в виду не производство электроэнергии, а производство каких-то товаров - легкой промышленности, тяжелой промышленности и т.д.), то им необходимо будет дополнительное производство электроэнергии. Так вот, чтобы эта электроэнергия через 3-5 лет была, нам надо уже сегодня подумать о том, чтобы мощностей было достаточно. А, соответственно, сегодня надо купить эти мощности. У кого? Либо напрямую у генерирующих или иных компаний, которые готовы построить эти мощности, но как только они их построят, они сразу станут генерирующими компаниями. То есть либо через аукцион, то есть напрямую по двустороннему договору, либо через аукцион генерирующих мощностей, которые, по нашим предположениям, будет проводиться Системным оператором. Но это еще не урегулировано в правилах, потому что предполагается, что должны быть специально выпущены правила рынка мощности. Пока в настоящих правилах только заложен механизм торговли мощностями для того, чтобы потом, собственно говоря, уже перейти к аукциону конкурентной торговли мощностями. Пока там есть годичная перспектива. Когда мы говорим о том, что у нас по отдельным двусторонним договорам торгуется мощность (хотя там тоже предусмотрены долгосрочные взаимоотношения), опять-таки повторюсь, что это первый шаг, и на этом мы не остановимся. Все эти изменения, которые существуют в оптовом рынке касательно мощности, они не будут иметь большого смысла, если не будет сделан следующий шаг, а именно не будут введены правила конкурентной торговли мощностью. Сейчас этот шаг сделан для того, чтобы ввести именно категорию товара - мощности как отдельного товара. Для потребителя - это очень важно, потому что, купив мощность, они обеспечили себе право на загрузку этих мощностей, то есть на потребление электроэнергии в том максимальном размере, в котором эти генерирующие мощности могут произвести. Это очень важно, потому что это обеспечивает ситуацию, когда не будет ограничений данных потребителей ни при каких обстоятельствах, если эти мощности работают, если они производят достаточно электроэнергии. Это еще один шаг для того, чтобы избежать дефицита электроэнергии в будущем.

А.Вайнштейн (Москва): При каких обстоятельствах я могу выйти на оптовый рынок с розничного? Л.Ширяева: На оптовый рынок с розничного вы можете выйти, если у вас достаточно серьезный объем потребления электроэнергии и присоединенная мощность. То есть вы должны быть достаточно крупным потребителем (точные цифры, кого интересует, можно посмотреть в правилах, они там прописаны). Все условия, они прописаны в правилах и в постановлении, что очень важно, чтобы обеспечить недискриминационный доступ. Кроме этого, необходимо обустроить свои точки поставки там, откуда этот потребитель принимает электроэнергию из внешней сети. Коммерческий учет, который требуется на оптовом рынке, он очень серьезный и должен быть очень современным, он должен позволять измерять электроэнергию посекундно в режиме реального времени, и именно за эти промежутки времени эта информация должна храниться. То есть современные системы, которые, собственно говоря, стоят тоже достаточно приличных денег. Подписать все договоры и регламенты и действовать по правилам оптового рынка. Но основные требования - это требование к коммерческому учету и требование по мощности потребления.

В.Шапкин (Смоленск): Я директор небольшого предприятия. Надо ли мне нанимать специального человека, который будет заниматься работой по покупке электроэнергии? Л.Ширяева: Я думаю, что если он директор небольшого предприятия, то он скорее будет участником розничного рынка, чем оптового. Хотя, собственно говоря, правила этого не запрещают, если достаточно минимальное количество присоединяемой мощности. На мой взгляд, участниками оптового рынка должны быть квалифицированные трейдеры, которые достаточно много денег и сил тратят на обучение персонала, на вложения в программные средства на оптовом рынке, на обустройство коммерческим учетом, и получают они возврат средств за счет того, что эти знания и навыки применяют для покупки электроэнергии по минимальной цене и выигрыша от конкуренции на розничном рынке за конечного потребителя. Для мелких, даже средних предприятий, мне кажется, такие затраты абсолютно не обоснованны: ту экономию, которую они получат от вложений во все эти технологии, она будет для них совершенно незначительная по сравнению с затратами. Если они все-таки останутся на розничном рынке, то тогда у них есть выбор - либо пойти к гарантирующему поставщику, а условия публичные и зачем, собственного говоря, нанимать специального человека, который будет работать с гарантирующим поставщиком относительно того, что у него есть, сейчас непонятно. Однако я бы сказала, что ему, конечно же, надо нанимать людей, которые будут заниматься рационализацией энергопотребления предприятия. Что дают новые правила оптового и розничного рынка, чего не было до этого? Они дают абсолютно прозрачную картинку цен электроэнергии в части ее производства на оптовом рынке и на розничном. Эти цены будут публиковаться на сайте "Администратора торговой системы" в разрезе каждой территории, каждого гарантирующего поставщика. Соответственно, если это интересующийся потребитель или владелец небольшого предприятия, он может зайти на сайт "Администратора торговой системы", посмотреть, а какая же на его территории цена производства электроэнергии, не забудьте, конечно, прибавить туда цену всех сетевых и инфраструктурных услуг. Так вот, вы увидите, что цена (вы увидите ее как в разряде часа, так и среднюю за месяц), вот этот вот интересующий потребитель увидит, в часы максимальной нагрузки, максимального потребления (5-6 часов вечера, утренние часы) может в 2 раза превышать цену ночных часов, цену полупика и т.д. Поэтому если у него будут возможности по-другому сконфигурировать потребление электроэнергии своего предприятия, чтобы увеличить его в те часы, когда цена меньше, и уменьшить в те, когда цена больше. В условиях дефицита, когда форс-мажорные обстоятельства, цены же поднимутся. Соответственно, если потребитель снизит потребление, он на руку сыграет системе, потому что именно таким образом можно избежать аварийных ситуаций (снижается потребление, таким образом ситуация дефицита она сама по себе исчезает) и, с другой стороны, на руку себе, потому что он будет в целом потреблять электроэнергию по гораздо меньшим ценам. Поэтому вот таким средним и мелким предприятиям, которые остаются на розничном рынке, я бы посоветовала вкладываться в технологии реструктуризации своего энергопотреблении, в технологии оптимизации и подгонку этого потребления под цены на электроэнергию, которые в части ее производства, конечно, будут едины на оптовом и розничном рынке. Гарантирующий поставщик просто возьмет ту цену, которая будет опубликована на сайте "Администратора торговой системы", и включит в цену. Именно так предписывают ему правила. Он ничего с этой ценой делать не может. Взял, включил, дальше показал стоимость инфраструктурных услуг - это есть цена для потребителя. Умный потребитель поставит себе часовой счетчик или день-ночь (двухтарифный), который позволяет отдельно мерить потребление в ночные часы и отдельно - в дневные, и даже там уже сможет сэкономить огромные деньги (для примера посмотрите на сайте АТС статистику). Там имеется два столбца и цены в дневные часы (часы пик) на 20-30%, а иногда и 2 раза больше, чем цены в ночные часы.

Д.Кириллов (Псков): А кто будет назначать гарантирующего поставщика, может быть, А.Б.Чубайс? Л.Ширяева: Хороший вопрос. Нет, не Чубайс. Есть два этапа в назначении и развитии гарантирующих поставщиков. Мы, конечно же, не могли допустить ситуацию, когда с выходом правил розничного рынка вроде как институт гарантирующих поставщиков введен, а вот кто они - это будет как-то решаться, определяться и т.д. Чтобы не допустить такой ситуации, на первом этапе в обязательном порядке гарантирующими поставщиками становятся все бывшие АО-энерго - либо энергосбытовые компании, которые, соответственно, получились после реструктуризации этих АО-энерго, Мосэнергосбыт и дальше все компании с названием "Калугасбыт", "Нижновэнергосбыт". Они по-разному могут называться, но вот эти все компании, которые выделились из бывших АО-энерго, в обязательном порядке назначены данным постановлением гарантирующими поставщиками. Кроме того, правилами даны возможности определиться в течение месяца (то есть в течение сентября 2006г.) иным энергоснабжающим организациям по поводу того, будут ли они гарантирующими поставщиками или нет. Не секрет же, что есть на некоторых территориях много оптовых покупателей-перепродавцов - это энергосбытовые компании или энергоснабжающие организации, которые совмещают в себе и сетевую деятельность, и сбытовую деятельность, хотя по закону, замечу, это уже запрещено, созданные на базе муниципальных сетей или иных сетей. Так вот, им тоже дано право определиться - будут ли они гарантирующими поставщиками или нет. Если да, то да, если нет, то гарантирующим поставщиком и на их территории становится те энергосбытовые компании, которые образованы из АО-энерго и на этой территории. И второй этап по гарантирующим поставщикам, как я уже сказала, это конкурентный розничный рынок. В чем конкуренция гарантирующих поставщиков? Конкуренция за статус гарантирующего поставщика. В соответствии с постановлением, с 1 января 2008г. уже будут действовать те гарантирующие поставщики, которые выбраны по конкурсу. Постановление задает нормальную практику назначения гарантирующих поставщиков по конкурсу. Там очень много страниц посвящены тому, как организуется, проводится этот конкурс, как создается конкурсная комиссия. Конечно, все это на уровне регионов делается, и опять-таки это ни в коей мере не А.Б.Чубайс, соответственно, это исполнительный орган власти региона решает: и кто будет возглавлять конкурсную комиссию, и условия конкурса они детализируют. Так вот, этот конкурс может быть проведен таким образом, чтобы с 1 января 2008г. новый гарантирующий поставщик, выбранный по конкурсным условиям, действовал на территории. Опять-таки замечу, одно из основных требований правил, чтобы условия конкурса были публичными, чтобы любой энергопотребитель на этой территории открыл региональную газету и увидел объявление, что проводится конкурс на гарантирующего поставщика, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ф.Худородов (Ленинградская область): Меня интересует, кто будет отвечать за "качество" электроэнергии? Гарантирующий поставщик или энергосбытовая компания? Л.Ширяева: Как я уже сказала, у каждого потребителя не может быть и/или. Не может быть и гарантирующего поставщика, и энергосбытовой компании одновременно. Любой потребитель (кафе, ресторанчик) должны будут заключить договор либо с энергосбытовой компанией (независимой, конкурентной), либо с гарантирующим поставщиком. Заметьте, что гарантирующий поставщик - это тоже энергосбытовая компания, только у нее особый статус. Поэтому он заключит договор с тем, кого выберет. Что касается конкурентной сбытовой компании (независимой - деятельность таких энергосбытовых компаний гораздо менее подлежит регулированию по правилам, чем деятельность гарантирующего поставщика), я не имею ввиду ценового регулирования, они работают в более либеральных условиях, но еще есть и публичные договоры и т.д. То есть реально это режим договорных отношений. Поэтому если эта энергосбытовая компания возьмет на себя ответственность за надежное энергоснабжение, то возьмет, если нет, то нет. Это предмет договоренности. Что касается гарантирующего поставщика, то у потребителя есть две опции. Если он заключит с гарантирующим поставщиком так называемый договор энергоснабжения, то да, по этому договору гарантирующий поставщик будет отвечать перед этим потребителем за надежное, бесперебойное электроснабжение. Каким образом? А таким, что он заключит все необходимые для этого договоры - с сетевой компанией, которая должна будет, в свою очередь, обязаться по такой же бесперебойной и надежной поставке электроэнергии; - с оптовым рынком, где данному гарантирующему поставщику будет обеспечена продажа необходимого количества электроэнергии и т.д. и т.п., но по воле потребителя. У потребителя будет право заключить отдельно договор с гарантирующим поставщиком и с сетевой компанией, как только он разделил эти два договора, часть ответственности там, часть ответственности здесь. Я не думаю, что будет очень много таких потребителей, которые захотят разделить такие договоры именно потому, что все правила розничного рынка писались для того, чтобы дать возможность потребителю иметь одного ответственного за надежное и бесперебойное энергоснабжение. Если это один договор, он выбрал договор энергоснабжения, то это и есть гарантирующий поставщик.

Е.Ермакова (газета "Гудок"): Скажите, за шесть дней торговли, что вы обнаружили - цены свободного рынка или регулируемые цены и в какую сторону они сместились? Цель рынка - минимизировать цены потребителя. Они стали меньше? Л.Ширяева: У нас цель рынка - минимизировать стоимость электроэнергии при, безусловно, возвращении затрат поставщикам, то есть выбрать наиболее дешевых поставщиков, которые смогут удовлетворить спрос потребителя. Что касается уровня цен. Как я уже сказала, на оптовом рынке существует два типа товара - электроэнергия и мощность. Сейчас у нас работает рынок электроэнергии, поэтому правильно сравнивать сейчас цены на электроэнергию с тарифами на нее, которые опять-таки действуют на оптовом рынке. Что мы обнаружили? Мы обнаружили ситуацию, которая, в общем, и прогнозировалась. В Европе и на Урале цены в среднем (в среднем, я повторяю) на уровне чуть ниже, чем средний тариф. Цены, действительно, дифференцированы. Как они дифференцированы? Во-первых, они очень сильно дифференцированы по часам суток. Если 10 - 30, это в среднем будет 20, но при этом в одни часы - это 10, а в другие 30. Это пример не числовой, потому что цен таких нет - ни 10, ни 30, я просто говорю. Это такая "двугорбая" картинка. Поэтому цены в часы максимального потребления - они, безусловно, выше, чем средний тариф, но цены в часы минимальной нагрузки, - гораздо ниже, чем средний тариф. Поэтому в среднем они выходят на тариф, чуть ниже данного тарифа. То есть они дифференцированы по часам суток, обращаю внимание всех потребителей, поэтому уже пришло время начинать работать над своим энергопотреблением в смысле его реструктуризации, и я уже говорила об этом. Второе, вы совершенно правы, по регионам они тоже очень дифференцированы. Почему? Потому что разные станции расположены в разных регионах, и есть системные ограничения, которые не позволяют передать электроэнергию из одного региона в другой. И именно поэтому складывается дифференциация цен. Например, безусловно, в районе Кольского полуострова цены ниже, чем в соседних областях, потому что есть ограничения, и та электроэнергия от эффективных достаточно дешевых станций, которые существуют на Кольском полуострове, не вся может быть поставлена в соседние регионы. И ровно обратная ситуация - там, где существуют дорогие станции, их приходится загружать для того, чтобы удовлетворять спрос, там цены, конечно, будут выше. Например, регионы Северного Кавказа, там цены, конечно, выше, чем в среднем по России. В Сибири сейчас вообще ситуация паводковая, очень много электроэнергии производится гидроэлектростанциями, и цены там очень низкие. Вот вам различия дифференциации по регионам. Опять-таки в Европе и на Урале - в среднем чуть ниже тарифа, в Сибири - значительно ниже тарифа, только по электроэнергии. По мощности, как я уже сказала, мы не ввели конкурентный рынок, и там полностью тариф.

С.Буланда (Санкт-Петербург): Будут ли пересмотрены уже заключенные договоры между поставщиками и потребителями? Л.Ширяева: Ни в коем случае. Во-первых, это противоречит всем юридическим канонам, и не было такой цели. Однако уже в рамках существующих договоров будут применяться с 1 сентября 2006г. новые условия по стоимости электроэнергии, о чем я уже говорила. То есть, потребители ни в коей мере не должны удивляться (за исключением населения, и я это буду повторять каждый раз, потому что это очень важно), что счет за сентябрь они получат со стоимостью электроэнергии уже не только по регулируемым тарифам, но и частично (очень маленькая часть, я надеюсь) будет уже и стоимость по свободным ценам. В расшифровке счета это будет отражено. И на сайте своей энергосбытовой компании - гарантирующего поставщика - это будет отражено. Опять-таки это не значит, что договоры будут перезаключаться, разрываться или пересматриваться. Ни в коей мере. Это просто означает, что к уже существующим договорам в рамках тех условий, которые там существуют, будут применяться новые принципы ценообразования. Кроме того, безусловно, для каждого потребителя, в соответствии с новыми правилами оптового рынка, будут сделаны новые договоры, и гарантирующий поставщик направит им оферту на либо заключение дополнительного соглашения к договору, либо на новый договор. Это только оферта. Это означает, что потребитель получит проект, посмотрит, согласится, не согласится, выскажет соответствующие замечания, и пойдет нормальный процесс режима диалога с этой энергосбытовой компанией. Но ни в коем разе не будет коллапса, когда любая энергосбытовая компания скажет, что с 1 сентября тот договор, который был до того, больше не действует. Этого не будет. Все-таки все правила созданы для потребителя, поэтому гарантирующий поставщик будет работать с потребителем, будет с ним советоваться по поводу того, надо или не надо менять условия, то есть это будет режим диалога, кроме ценообразования. Ценообразование будет применяться сразу так, как это прописано правилами.

Б.Воронецкий (Москва): Как теперь будут формироваться тарифы для потребителей розничного рынка? Л.Ширяева: Еще раз повторюсь. Буду говорить о тарифах или, правильнее сказать, ценах, а не тарифах, для всех категорий потребителей, кроме населения. Население не затрагивается. Для всех иных категорий потребителей цены будут формироваться абсолютно идентичным образом. Однако выделяются две большие категории потребителей. Первая - крупные. Я уже сказала, какая квалификация крупных потребителей с присоединенной мощностью больше 750 кВА. Вторая - все иные потребители. Для первой категории потребителей предусмотрены гораздо более сложные условия формирования цены, потому что к ним есть главное требование - почасовой учет. Почасовой учет электрической энергии потребленной ими означает, что и цены в части свободных конкурентных цен, сформированных на оптовом рынке опять-таки будут включаться в цену на почасовой основе. Цена в 12 часов включена высокая, цена в 11 часов вечера включена низкая. Это то, что касается части свободных цен. В части регулируемых цен - тариф, который установлен регулируемым органом на территории ровно так же, как и сейчас. Что касается всех других потребителей, к ним нет требования почасового учета, помесячный учет есть, цена будет формироваться в части свободной за месяц, в части регулируемой остается тот же тариф, который РЭКи установили им по правилам, существующим до этого, и они практически не изменились. Что касается объемов. То есть это цены, но ведь самое главное для потребителя в общем не только цены, как я уже сказала. Как только я говорю, что часть объемов по регулируемым ценам, а часть объемов по свободным конкурентным ценам, тут же в общем встает вопрос о том, а какая же это часть объемов. Это очень важный вопрос. Опять-таки эти объемы есть следствие тех объемов, которые заданы правилами оптового рынка. Какие объемы будут покупаться гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам, а какие по свободным. По регулируемым ценам гарантирующий поставщик будет покупать объемы в 2006г. в рамках того баланса планового, который уже утвержден Федеральной службой по тарифам на 2006г. В 2007г. 95% от объемов в плановом балансе 2007г. и дальше не менее чем 5 и не более чем 15% снижения от объемов 2007г. Таким образом, если в 2006г. практически все объемы, за исключением изменений, которые произошли после того, как плановый баланс был утвержден, будут покупаться по регулируемым ценам, в 2007г. есть либерализация 5%, и так далее к объему 2007г. Мой прогноз 2009-2010гг. - 30-40%, а то и больше, гарантирующий поставщик будет покупать по свободным нерегулируемым ценам. Перешли розницу, ровно те же объемы с теми же ценами плюс инфраструктурные платежи. В 2006г. очень маленькая часть потребителей увидит электроэнергию по свободным ценам. 2007г. и далее все больше и больше, и больше (5-процентный и весь прирост потребления). Очень сложно воспринимать так сразу, я понимаю. Мы сейчас стараемся сделать все, чтобы каждый потребитель на своей территории мог зайти на сайт его гарантирующего поставщика (энергосбытовой компании) и там увидел все эти условия, они расписаны детально (как формируются объемы со всеми формулами, которые там должны быть, как формируются цены). Мы сейчас работаем для того, чтобы сделать колоссальный шаг в сторону прозрачности, публичности и понимания как формируются все эти объемы и цены энергосбытовой компанией - гарантирующим поставщиком - для каждого потребителя на территории. Поэтому у меня, с моей стороны, просьба к потребителям, которые принимают участие в данной конференции, по поводу того, что если вы зайдете на сайт, увидите много непонятного, пожалуйста, обращайтесь в ту же сбытовую компанию, к нам, у нас тоже есть специальная страничка на сайте, чтобы мы смогли что-то уточнить, что-то пояснить. Основную идею, те материалы, которые должны быть туда положены, формируются, в том числе и в РАО ЕЭС, потому что мы принимали активное участие в разработке правил и понятно, что мы владеем содержанием очень глубоко и понимаем, как это в удобоваримой форме донести до каждого потребителя. Очень хочется иметь обратную связь и понимать, что действительно информация понятна, каждый потребитель ее понимает и на основании ее может проверить правильность действий гарантирующего поставщика.

Б.Воронецкий (Москва): Как теперь будут формироваться тарифы для потребителей розничного рынка? Л.Ширяева: Еще раз повторюсь. Буду говорить о тарифах или, правильнее сказать, ценах, а не тарифах, для всех категорий потребителей, кроме населения. Население не затрагивается. Для всех иных категорий потребителей цены будут формироваться абсолютно идентичным образом. Однако выделяются две большие категории потребителей. Первая - крупные. Я уже сказала, какая квалификация крупных потребителей с присоединенной мощностью больше 750 кВА. Вторая - все иные потребители. Для первой категории потребителей предусмотрены гораздо более сложные условия формирования цены, потому что к ним есть главное требование - почасовой учет. Почасовой учет электрической энергии потребленной ими означает, что и цены в части свободных конкурентных цен, сформированных на оптовом рынке опять-таки будут включаться в цену на почасовой основе. Цена в 12 часов включена высокая, цена в 11 часов вечера включена низкая. Это то, что касается части свободных цен. В части регулируемых цен - тариф, который установлен регулируемым органом на территории ровно так же, как и сейчас. Что касается всех других потребителей, к ним нет требования почасового учета, помесячный учет есть, цена будет формироваться в части свободной за месяц, в части регулируемой остается тот же тариф, который РЭКи установили им по правилам, существующим до этого, и они практически не изменились. Что касается объемов. То есть это цены, но ведь самое главное для потребителя в общем не только цены, как я уже сказала. Как только я говорю, что часть объемов по регулируемым ценам, а часть объемов по свободным конкурентным ценам, тут же в общем встает вопрос о том, а какая же это часть объемов. Это очень важный вопрос. Опять-таки эти объемы есть следствие тех объемов, которые заданы правилами оптового рынка. Какие объемы будут покупаться гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам, а какие по свободным. По регулируемым ценам гарантирующий поставщик будет покупать объемы в 2006г. в рамках того баланса планового, который уже утвержден Федеральной службой по тарифам на 2006г. В 2007г. 95% от объемов в плановом балансе 2007г. и дальше не менее чем 5 и не более чем 15% снижения от объемов 2007г. Таким образом, если в 2006г. практически все объемы, за исключением изменений, которые произошли после того, как плановый баланс был утвержден, будут покупаться по регулируемым ценам, в 2007г. есть либерализация 5%, и так далее к объему 2007г. Мой прогноз 2009-2010гг. - 30-40%, а то и больше, гарантирующий поставщик будет покупать по свободным нерегулируемым ценам. Перешли розницу, ровно те же объемы с теми же ценами плюс инфраструктурные платежи. В 2006г. очень маленькая часть потребителей увидит электроэнергию по свободным ценам. 2007г. и далее все больше и больше, и больше (5-процентный и весь прирост потребления). Очень сложно воспринимать так сразу, я понимаю. Мы сейчас стараемся сделать все, чтобы каждый потребитель на своей территории мог зайти на сайт его гарантирующего поставщика (энергосбытовой компании) и там увидел все эти условия, они расписаны детально (как формируются объемы со всеми формулами, которые там должны быть, как формируются цены). Мы сейчас работаем для того, чтобы сделать колоссальный шаг в сторону прозрачности, публичности и понимания как формируются все эти объемы и цены энергосбытовой компанией - гарантирующим поставщиком - для каждого потребителя на территории. Поэтому у меня, с моей стороны, просьба к потребителям, которые принимают участие в данной конференции, по поводу того, что если вы зайдете на сайт, увидите много непонятного, пожалуйста, обращайтесь в ту же сбытовую компанию, к нам, у нас тоже есть специальная страничка на сайте, чтобы мы смогли что-то уточнить, что-то пояснить. Основную идею, те материалы, которые должны быть туда положены, формируются, в том числе и в РАО ЕЭС, потому что мы принимали активное участие в разработке правил и понятно, что мы владеем содержанием очень глубоко и понимаем, как это в удобоваримой форме донести до каждого потребителя. Очень хочется иметь обратную связь и понимать, что действительно информация понятна, каждый потребитель ее понимает и на основании ее может проверить правильность действий гарантирующего поставщика.

Ю.Шапошникова (Рязань): Позволит ли новая модель оптового рынка привлечь инвестиции в электроэнергетику? Л.Ширяева: Если она не позволит привлечь инвестиции в электроэнергетику, это противоречит всем законам здравого смысла, потому что та модель, которая запущена, это одна из самых совершенных моделей оптового рынка, которые существуют в мире, и сделана она для того, чтобы дать ценовые сигналы, долгосрочные ценовые сигналы инвесторам. Понимая эту модель и основываясь на этой модели, они действительно могут выстроить свою долгосрочную стратегию. Именно поэтому я считаю, что данная модель должна способствовать в максимальной степени привлечению инвестиций. Одно дело, что, кроме модели оптового рынка, должно существовать еще много условий, при которых инвесторы пойдут в нашу отрасль и в нашу экономику. Что касается рынка и рыночных отношений, это лучшее, что мы могли сделать, что вообще существует в мире. В этом плане я не сомневаюсь, что инвесторы воспримут это адекватно.

Е.Васильева (Москва): Планирует ли РАО ЕЭС открыть специальную горячую линию для потребителей? Л.Ширяева: Да, РАО ЕЭС планирует открыть специальную горячую линию для потребителей. Более того, мы уже открыли специальную страничку для того, чтобы объяснять все нюансы новых правил. Основное внимание мы уделяем тому, чтобы региональные энергосбытовые компании, которые непосредственно общаются со своими потребителями, стали еще более открытыми, еще более прозрачными, доброжелательно объясняющими новые правила именно потому, что мы хотим, чтобы ни один потребитель не был недоволен данными правилами. Чтобы они их все приняли, поняли, чтобы и потребитель, и энергосбытовая компания могли работать по данным правилам. Поэтому я очень надеюсь, эта работа сейчас делается, очень эффективно делается, потому что РАО ЕЭС следит за этим в еженедельном режиме. Мы следим, какие семинары были проведены, какие мероприятия были проведены с потребителями, какие у потребителей есть вопросы, мы собираем эти вопросы, смотрим, анализируем, будут выпущены специальные брошюры и многое, многое другое. Очень много внимания уделяется работе с потребителями и с иными заинтересованными субъектами розничного и оптового рынков.

Е.Васильева (Москва): Планирует ли РАО ЕЭС открыть специальную горячую линию для потребителей? Л.Ширяева: Да, РАО ЕЭС планирует открыть специальную горячую линию для потребителей. Более того, мы уже открыли специальную страничку для того, чтобы объяснять все нюансы новых правил. Основное внимание мы уделяем тому, чтобы региональные энергосбытовые компании, которые непосредственно общаются со своими потребителями, стали еще более открытыми, еще более прозрачными, доброжелательно объясняющими новые правила именно потому, что мы хотим, чтобы ни один потребитель не был недоволен данными правилами. Чтобы они их все приняли, поняли, чтобы и потребитель, и энергосбытовая компания могли работать по данным правилам. Поэтому я очень надеюсь, эта работа сейчас делается, очень эффективно делается, потому что РАО ЕЭС следит за этим в еженедельном режиме. Мы следим, какие семинары были проведены, какие мероприятия были проведены с потребителями, какие у потребителей есть вопросы, мы собираем эти вопросы, смотрим, анализируем, будут выпущены специальные брошюры и многое, многое другое. Очень много внимания уделяется работе с потребителями и с иными заинтересованными субъектами розничного и оптового рынков.

Заключительное слово Л.Ширяевой. Спасибо большое за интересные вопросы, потому что понятно по тем вопросам, которые задаются, что люди интересуются и первое прочтение этих правил сделали. И это очень хорошо, потому что розничный рынок рассчитан, прежде всего, на активное участие потребителя в этом процессе, и очень надеюсь, что он нам поможет гораздо более цивилизованно организовать отношения на розничном рынке.

Заключительное слово ведущего. Уважаемые коллеги, пресс-центр РБК заканчивает интернет-пресс-конференцию "Запуск конкурентного рынка электроэнергии". В конференции принимала участие начальник департамента рынка РАО "ЕЭС России" Лариса Владимировна Ширяева. Во время прямой аудиотрансляции в интернете нашу конференцию слушали 19 тыс. 439 человек. Большое всем спасибо.

 

 

 

© ОАО "Хабаровскэнерго", 1999-2006