10 октября 2004г.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Законы сохранения энергии
Этап антикризисного управления ОАО "Хабаровскэнерго" закончен,
компания готова к работе в условиях рынка
Три года работа ОАО "Хабаровскэнего" находилась под ежедневным контролем Антикризисного
штаба РАО "ЕЭС России" (АКШ).* И вот в начале 2004 года энергосистема была, наконец,
выведена из-под прямого управления АКШ. Дело в том, что в 2003 году наступил перелом
в развитии компании: она вышла на устойчивый уровень надежности и эффективности.
По итогам 2003 года ОАО "Хабаровскэнерго" впервые за много лет получило прибыль.
Перелом стал логичным итогом работы по оздоровлению финансового положения ОАО,
которую все это время планомерно осуществляла команда менеджеров, пришедшая в
компанию как раз в 2001 году. Новому менеджменту пришлось столкнуться с жесткой
и агрессивной средой, как внутренней, так и внешней.
Менеджерская команда ОАО "Хабаровскэнерго" выстроила цивилизованный финансовый
механизм управления энергосистемой. Именно он стал инструментом разрешения двух
общих для всех энергетиков страны проблем: кредиторская задолженность перед поставщиками
и дебиторская задолженность потребителей. Проблемы решались комплексно.
Во-первых, энергетики, полностью отказавшись от бартерной схемы расчетов, отстроили принятые в цивилизованном мире финансовые и экономические отношения
с партнерами. Во-вторых, в компании были введены жесткое бюджетирование и казначейское
исполнение бюджета: ни одна дочерняя организация или филиал ОАО "Хабаровскэнерго"
не может функционировать без утверждения ее годового и квартального бюджетов.
Утверждению бюджета любого предприятия предшествует бизнес-планирование: "Для
нас сегодня бизнес-план становится основным документом, выражающим волю собственника
через систему контрольных показателей", - говорит Валерий Левит, генеральный
директор ОАО "Хабаровскэнерго".
В-третьих, был выстроен эффективный механизм взаимоотношений с потребителями,
обеспечивающий 100%-ную оплату энергии живыми деньгами. Платежной дисциплины от
своих контрагентов энергетики добиваются, используя весь предусмотренный законодательством
РФ комплекс мер, как говорят в компании - от кнута до пряника. Что касается кнута,
то здесь все ясно: обращение с исками в суд, активное сотрудничество со службой
судебных приставов по аресту имущества должников, привлечение СМИ к участию в
рейдах судебных приставов, уведомление неплательщиков. Но эти меры крайние, хабаровские
энергетики предпочитают решать проблемы на основе конструктивного сотрудничества
с потребителями. Например, они с успехом используют такой инструмент как социальная
реклама: "Мы начали рекламную кампанию в 2002 году. В чем-то это был жест отчаяния:
оплата все падала, а энергосистеме нужно было разворачивать ремонтные работы и
начинать накопление запасов топлива к следующей зиме. И мы стали первым монополистом
на Дальнем Востоке, продемонстрировавшим готовность говорить с потребителями не
только языком рубильника и устрашения, но и методами убеждения, разъяснения, напоминания",
- говорит В.Левит. Думая о воспитании и даже поощрении добросовестных потребителей
энергии, в ОАО "Хабаровскэнерго" провели акцию «Народный киловатт». Есть и новые
идеи. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что произошел перелом в сознании
людей: народ перестал видеть в законных требованиях энергетиков оплачивать энергию
наглость монополиста и стал воспринимать энергию как товар.
Не меньшую активность энергетики проявляют и в налаживании партнерских отношений
с органами власти. Так, топ-менеджмент компании регулярно встречается с главами
муниципальных образований, активно сотрудничает с правительствами Хабаровского
края и Еврейской автономной области (это зона деятельности энергокомпании) по
урегулированию расчетов за потребляемую энергию и всем важнейшим вопросам. В Законодательной
думе Хабаровского края ведут работу два депутата-энергетика. Самым эффективным
способом работы с юридическим лицами в компании считают переговоры и достижение
взаимоприемлемых договоренностей о графиках платежей и реструктуризации долгов.
Таким образом, энергосистема не только успешно преодолела последствия кризиса:
устранена сама основа возникновения кризисных ситуаций. Открылись возможности
достижения новых вершин. В компании выстраивается система корпоративного управления.
Впервые в практике российских региональных компаний при Совете директоров был
создан комитет по корпоративному управлению, в который вошли как независимые директора,
так и представители миноритарных акционеров. "Этот шаг, - считает Валерий Левит
- выводит нашу компанию на уровень международных стандартов корпоративного управления
и обеспечивает более полную реализацию интересов акционеров. Мы стремимся быть
эффективной и динамично развивающейся компанией". По итогам первого полугодия
2004 года Российский институт директоров и рейтинговое агентство "Эксперт РА"
присвоили ОАО "Хабаросвкэнерго" рейтинговый класс В+, что отражает высокую степень
доверия акционеров и инвесторов компании, соблюдение требований к прозрачности
и открытости деятельности.
ОАО "Хабровскэнерго" заблаговременно готовится и к глобальному реформированию
российской энергетики. Проводится реорганизация схемы управления компанией, идет
подготовка к созданию трех укрупненных филиалов по основным видам деятельности.
Это - генерирующая, теплосетевая и электросетевая компании. Цель этой локальной
реформы - создать действующую модель пореформенной системы, выявить возможные
негативные последствия и заблаговременно их предотвратить. Это позволит сохранить
управляемость энергосистемы и провести все дальнейшие преобразования в интересах
потребителей и акционеров.
*Штаб был создан в 2001 году для управления энергосистемами Дальнего Востока,
которые в тот момент катастрофически отставали от графика пополнения запасов топлива
на зиму. Цель создания - предотвращение энергетического кризиса.