В начало Гостевая книга Карта сайта Письмо администратору
РАО ЕЭС Яндекс цитирования

 

 

 
 10 октября 2004г.                                                                                                               ПРЕСС-РЕЛИЗ

Законы сохранения энергии

Этап антикризисного управления ОАО "Хабаровскэнерго" закончен,
компания готова к работе в условиях рынка

Три года работа ОАО "Хабаровскэнего" находилась под ежедневным контролем Антикризисного штаба РАО "ЕЭС России" (АКШ).* И вот в начале 2004 года энергосистема была, наконец, выведена из-под прямого управления АКШ. Дело в том, что в 2003 году наступил перелом в развитии компании: она вышла на устойчивый уровень надежности и эффективности. По итогам 2003 года ОАО "Хабаровскэнерго" впервые за много лет получило прибыль. Перелом стал логичным итогом работы по оздоровлению финансового положения ОАО, которую все это время планомерно осуществляла команда менеджеров, пришедшая в компанию как раз в 2001 году. Новому менеджменту пришлось столкнуться с жесткой и агрессивной средой, как внутренней, так и внешней.

Менеджерская команда ОАО "Хабаровскэнерго" выстроила цивилизованный финансовый механизм управления энергосистемой. Именно он стал инструментом разрешения двух общих для всех энергетиков страны проблем: кредиторская задолженность перед поставщиками и дебиторская задолженность потребителей. Проблемы решались комплексно.  

Во-первых, энергетики, полностью отказавшись от бартерной схемы расчетов,  отстроили принятые в цивилизованном мире финансовые и экономические отношения с партнерами. Во-вторых, в компании были введены жесткое бюджетирование и казначейское исполнение бюджета: ни одна дочерняя организация или филиал ОАО "Хабаровскэнерго" не может функционировать без утверждения ее годового и квартального бюджетов. Утверждению бюджета любого предприятия предшествует бизнес-планирование: "Для нас сегодня бизнес-план становится основным документом, выражающим волю собственника через систему контрольных показателей", - говорит Валерий Левит, генеральный директор ОАО "Хабаровскэнерго".  

В-третьих, был выстроен эффективный механизм взаимоотношений с потребителями, обеспечивающий 100%-ную оплату энергии живыми деньгами. Платежной дисциплины от своих контрагентов энергетики добиваются, используя весь предусмотренный законодательством РФ комплекс мер, как говорят в компании - от кнута до пряника. Что касается кнута, то здесь все ясно: обращение с исками в суд, активное сотрудничество со службой судебных приставов по аресту имущества должников, привлечение СМИ к участию в рейдах судебных приставов, уведомление неплательщиков. Но эти меры крайние, хабаровские энергетики предпочитают решать проблемы на основе конструктивного сотрудничества с потребителями. Например, они с успехом используют такой инструмент как социальная реклама: "Мы начали рекламную кампанию в 2002 году. В чем-то это был жест отчаяния: оплата все падала, а энергосистеме нужно было разворачивать ремонтные работы и начинать накопление запасов топлива к следующей зиме. И мы стали первым монополистом на Дальнем Востоке, продемонстрировавшим готовность говорить с потребителями не только языком рубильника и устрашения, но и методами убеждения, разъяснения, напоминания", - говорит В.Левит. Думая о воспитании и даже поощрении добросовестных потребителей энергии, в ОАО "Хабаровскэнерго" провели акцию «Народный киловатт». Есть и новые идеи. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что произошел перелом в сознании людей: народ перестал видеть в законных требованиях энергетиков оплачивать энергию наглость монополиста и стал воспринимать энергию как товар.

 Не меньшую активность энергетики проявляют и в налаживании партнерских отношений с органами власти. Так, топ-менеджмент компании регулярно встречается с главами муниципальных образований, активно сотрудничает с правительствами Хабаровского края и Еврейской автономной области (это зона деятельности энергокомпании) по урегулированию расчетов за потребляемую энергию и всем важнейшим вопросам. В Законодательной думе Хабаровского края ведут работу два депутата-энергетика. Самым эффективным способом работы с юридическим лицами в компании считают переговоры и достижение взаимоприемлемых договоренностей о графиках платежей и реструктуризации долгов.  

Таким образом, энергосистема не только успешно преодолела последствия кризиса: устранена сама основа возникновения кризисных ситуаций. Открылись возможности достижения новых вершин. В компании выстраивается система корпоративного управления. Впервые в практике российских региональных компаний при Совете директоров был создан комитет по корпоративному управлению, в который вошли как независимые директора, так и представители миноритарных акционеров. "Этот шаг, - считает Валерий Левит - выводит нашу компанию на уровень международных стандартов корпоративного управления и обеспечивает более полную реализацию интересов акционеров. Мы стремимся быть эффективной и динамично развивающейся компанией". По итогам первого полугодия 2004 года Российский институт директоров и рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоили ОАО "Хабаросвкэнерго" рейтинговый класс В+, что отражает высокую степень доверия акционеров и инвесторов компании, соблюдение требований к прозрачности и открытости деятельности.  

ОАО "Хабровскэнерго" заблаговременно готовится и к глобальному реформированию российской энергетики. Проводится реорганизация схемы управления компанией, идет подготовка к созданию трех укрупненных филиалов по основным видам деятельности. Это - генерирующая, теплосетевая и электросетевая компании. Цель этой локальной реформы - создать действующую модель пореформенной системы, выявить возможные негативные последствия и заблаговременно их предотвратить. Это позволит сохранить управляемость энергосистемы и провести все дальнейшие преобразования в интересах потребителей и акционеров.

 

 *Штаб был создан в 2001 году для управления энергосистемами Дальнего Востока, которые в тот момент катастрофически отставали от графика пополнения запасов топлива на зиму. Цель создания - предотвращение энергетического кризиса.

 

© ОАО "Хабаровскэнерго", 1999-2005