В начало Гостевая книга Карта сайта Письмо администратору
РАО ЕЭС Яндекс цитирования

 

 

 

Обзор прессы региона об ОАО

10.02.2004: Режим экономичный становится привычным

"Энергетик" 10 февраля 2004г.

Кто, где и как

Идет последний зимний месяц. С каждым днем все ощутимее дыха-ние весны. Жители Амурска говорят, что нынче нет повода обижаться на энергетиков. Квартиры были обеспечены теплом и электроэнергией. Заслуга в этом, конечно же, в первую очередь коллектива ТЭЦ, который стабильно справлялся с заданиями по выработке тепловой и электрической энергии. О том, за счет чего удалось добиться стабильности в работе, разговор с начальником производственно-технического отдела станции Виталием Михайловичем КАБАЕВЫМ.

- Надежность работы предприятия обусловлена рядом слагаемых. Одно из них - подготовка оборудования, качественный и своевременный ремонт котлов, турбин, насосов, транспортеров. Он проводится у нас строго по графику, утвержденному в ОАО "Хабаровскэнерго". Причем идет круглогодично. Есть график и на уже начавшийся год. Вообще каждый котел, к примеру, в течение года 1 - 2 раза останавливается на текущий ремонт. Что касается среднего ремонта, то сейчас он начат на котле № 5, а капитальный планируется на 4-ом котлоагрегате в августе.

Коллектив станции уже отошел от практики, когда раз в четыре года котел или турбина ремонтировались капитально в обязательном порядке. Сейчас прежде, чем включить в график, проводятся оценочные испытания того или иного агрегата, обследования и делается вывод, нужен ремонт или нет. Время показало правильность такого подхода к делу. Средств на подготовку оборудования тратится меньше, а служит оно не менее надежно. Вовсе не обязательно, чтобы в течение четырех лет котел или турбина эксплуатировались до такой степени, что без капитального ремонта не обойтись.

Немаловажным является и то, что в прошлом году на станцию в полном объеме завезли топливо. Уже сегодня видно, что значительная часть его останется неизрасходованной. В жизни станции были годы, когда ближе к весне складывалось довольно тревожное положение из-за наличия угля. Нынче никаких опасений по поводу запасов топлива нет. В значительной мере это объясняется внедрением на предприятии более экономичных режимов работы оборудования. Разумеется, не в ущерб объемам выработки тепловой и электрической энергии.

- Каким путем это достигается?

- Работа по переводу оборудования на более экономичные режимы началась в октябре минувшего года. Одна из причин, заставивших искать наиболее оптимальный режим эксплуатации котлов и турбин, это то, что Амурская ТЭЦ в последние годы находилась не то, чтобы в аутсайдерах в системе ОАО "Хабаровскэнерго", но в то же время по многим показателям уступала ряду предприятий энергетики края. Наряду с Майской ГРЭС, Николаевской ТЭС, использующей, кстати, мазут, стала одной из самых дорогих. Конечно, это в основном произошло после потери потребителей тепловой энергии, то есть закрытия крупных предприятий города. Но как бы там ни было, а нужно было искать выход из создавшегося положения.

Прежде на станции на первом месте стояла надежность работы оборудования. Однако надежность вовсе не синоним экономичности. Пришлось, можно сказать, ломать этот стереотип, выдвигать на передний план экономичные режимы. Не в урон надежности, конечно. Получился своеобразный симбиоз надежности с экономичностью. А снижать потери было где. Скажем, на получение одного киловатт-часа электроэнергии можно затратить и 300 граммов топлива, а можно и 400. Но станция строилась на выработку в первую очередь тепловой энергии, то есть на потребление воды, покупаемой в горводоканале. Система такая, что при большем сжигании угля неиспользованной остается значительная часть нагретой воды, которая попросту сбрасывается в Амур из-за невостребованности потребителями.

При экономичном режиме работы угля и воды тратится меньше. О том, что на будущий сезон на ТЭЦ остался довольно приличный запас топлива, уже говорилось. Аналогичное положение с водой. Если раньше покупали ее у горводоканала 65 миллионов кубометров в год, то с переходом на более экономичный режим работы надеемся уложиться в 50 миллионов. А это снижение затрат, себестоимости. Анализ работы станции в четвертом квартале минувшего года показывает, что коллектив на правильном пути, что с нашим предприятием, образно говоря, можно дружить. Резервы снижения производственных затрат, себестоимости продукции исчерпаны далеко не все.

- Понятно, надежность работы, экономичность - все это хорошо, однако не все так гладко в работе ТЭЦ. Ведь был же порыв тепломагистрали на территории станции в декабре прошедшего года, в результате чего несколько жилых домов оставались без тепла не одни сутки.

- Да, был такой случай. Но в принципе от каких-то аварийных остановов никто не застрахован. К сожалению, трубопровод, как и любое другое оборудование не молодеет, а стареет. Заменить его полностью станция не имеет возможности, идет посекционное обновление. И вот 25 декабря в 13 часов произошел порыв тепломагистрали большого диаметра. Характерно, что руководство ТЭЦ, коллективы ремонтных служб без промедления включились в работу. Некоторые из числа персонала, задействованного непосредственно на устранении аварии, демонстрировали примеры самоотверженности.

Магистраль довольно большой протяженности. Если ждать, пока сойдет вся вода, можно было потерять много времени. Однако сварщики, не дожидаясь полного слива, при понижении давления сказали, что уже можно работать. Варили при 30-градусном морозе, облачившись в гидрокостюмы, не обращая внимания на поток воды. К 21 часу порыв был устранен, а уже ночью горячая вода начала циркулировать по магистрали. Так что за произошедший сбой упрекать энергетиков особо не в чем. Тут дело в другом.

Жилые дома оказались без тепла не потому, что из-за аварии на тепломагистрали была отключена тепловая сеть, а по причине нерасторопности работников производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного треста (ПЖРЭТ). С первых же минут этого чрезвычайного происшествия они, как говорится, встали в позу: дескать, зарплату не платят, поэтому никуда не поедем, не будем сливать воду, отключать дома. Хотя об аварии и остановке тепломагистрали практически сразу были поставлены в известность руководство города, ГО ЧС, промедления со стороны служб жилищно-ремонтного эксплуатационного треста избежать не удалось.

Перемерзли вводы тепловых сетей в дома, элеваторные узлы, стояки в домах. Все это обслуживает ПЖРЭТ. Однако работники организации доигрались в обиженных до того, что оставили часть города без тепла. Хотя при условии оперативного принятия мер этой ситуации можно было избежать. В то же время энергетики сделали все необходимое, чтобы как можно быстрее дать горячую воду в тепломагистраль.

Что же касается производственной деятельности станции, то повторюсь: она работает стабильно, выдавая тепловую и электрическую энергию в строгом соответствии с заданиями. Более того, с внедрением экономичных режимов работы оборудования у коллектива появилась возможность ремонтировать турбины в зимнее время. Нынче, например, на капитальный ремонт выведена турбина № 5. Произошло это, пожалуй, впервые в истории предприятия. Как правило, турбоагрегаты капитально ремонтировались в летнее время. А в этом году, как показали расчеты, экономичнее отремонтировать эту турбину зимой, чтобы к следующему отопительному сезону она была должным образом подготовлена и могла еще несколько лет работать без ремонта.

Дело в том, что с 1992 года теплопотребление в городе снизилось примерно в 10 раз. В связи с падением теплопотребления ОАО "Хабаровскэнерго" несколько разгрузило станцию по выработке электрической энергии. Количество работающих турбин сейчас приведено в соответствие полученному заданию.

В итоге ТЭЦ получила возможность снизить потери в конденсаторе до минимума, то есть сброс теплой воды в Амур. Как результат, несмотря на то, что повысились цены на топливо, возросли тарифы на железнодорожные перевозки, коллективу удалось за счет проводимых мероприятий удержать себестоимость продукции от резкого увеличения.

Надо сказать, что у работников Амурской станции есть еще немало задумок по повышению эффективности производства. Их реализация поможет повысить коэффициент полезного действия станции, вывести ее на более лучшие позиции в системе ОАО "Хабаровскэнерго".

Беседовал Александр КАРПЕНКО.

 

© ОАО "Хабаровскэнерго", 1999-2005